В Ленинский районный суд г. Екатеринбурга
г. Екатеринбург ул. Щорса д.68
Заявитель: Смердов Сергей Дмитриевич
Адрес:
Противная сторона:
Избирательная комиссия № ____ Ленинского района г. Екатеринбурга
Г. Екатеринбург ул. Щорса д. __
ЗАЯВЛЕНИЕ
В порядке гл. 26 ГПК РФ
О защите избирательных прав граждан Российской Федерации
Не включение в списки избирателей в Ленинском районе г. Екатеринбурга
Я проживаю в г. Екатеринбурге с 2008 года. Заключил с гр. Закирко Д.В. договор найма жилого помещения в кв № 54 дома № 146 по ул 8 Марта.
С января 2009 г. по настоящее время я четыре раза (11.01.2009г., 18.08.2009г., 03.03.2010г., 12.03.2010г) обращался в Центр регистрации населения (далее ЦРГ) и в ФМС Ленинского района с целью регистрации, при этом предъявлял договор найма, договор безвозмездного пользования жилым помещением, документ о праве собственности на квартиру и свой паспорт. Мне отказывали в принятии документов, устно объясняя, что необходимо личное присутствие собственника и согласие банка, что Правилами и Регламентом не предусмотрено.. Начальник ФМС Ленинскому района Ноздрачев Ю.И. указывал какие нужно представить документы. По существу не отвечал, мер не принимал. законом не предусмотрена возможность отказа в принятии документов на регистрацию.
В январе этого года обращался с жалобой в Прокуратуру Ленинского района г. Екатеринбурга. и.о прокурора Е.В. Оленев дал ответ, которым установил факты обращений в ФМС, но мер прокурорского реагирования не принял.
14 марта 2010 года около 10 часов я пришел в избирательную комиссию Ленинского района г. Екатеринбурга по месту своего жительства, чтобы проголосовать.
Меня в списках не оказалось. Я попросил включить меня в списки на основании моего паспорта и договора о проживании и выдать бюллетень для голосования. Мне было отказано, в том числе и председателем комиссии, по причине того, что в списки избирателей вносятся граждане, зарегистрированные по месту жительства. У меня стоит штамп регистрации в Ханты-Мансийском автономном округе, но я там не проживаю.
Что интересно, если бы у меня не было в паспорте никакой регистрации, то мне разрешили бы проголосовать.
Согласно части 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах РФ", сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина РФ каких-либо прав и обязанностей и согласно не может служить основанием для ограничения или реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.
Право избирать гарантировано частью 2 статьи 32 Конституции РФ.
- Отсутствие у меня регистрации не было моей виной. Должностные лица, ответственные за регистрацию обязаны были зарегистрировать меня по месту жительства, но данную обязанность не исполнили.
Правовая позиция Конституционного Суда РФ говорит о том, что механизм регистрации, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан. Эта позиция носит общий характер и является обязательной для исполнения всеми органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами при применении норм, регулирующих регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства.
Таким образом, я был лишен права на участие в голосовании в Свердловскую областную Думу и, соответственно, Конституционного права на управление государством через своих представителей.
На основании изложенного, ч.7 ст.260 ГПК РФ
ПРОШУ:
Признать незаконными действия участковой избирательной комиссии по отказу внесения меня в списки для голосования
Приложение:
1. Копия настоящей жалобы
2. копии договоров найма и о проживании по указанному адресу
3 копии заявлений и отказов в регистрации
14 марта 2010г. Смердов С.Д.
===================
Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате 14 марта 2010 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
14 марта 2010 года.
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Васильковой О.В., с участием прокурора Горбуновой Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Смердова Сергея Дмитриевича на действия участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1496 Ленинского района г. Екатеринбурга по отказу во включении в списки избирателей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 10.12.2009 года № 155-СПП Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области назначены очередные выборы депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, полномочия которых истекают в 2010 году, и назначена дата данных выборов - 14 марта 2010 года.
Гражданин Смердов С.Д. (далее - заявитель) обратился в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с заявлением о признании незаконными действий участковой избирательной комиссии № 1496 Ленинского района г. Екатеринбурга (далее - УИК № 1496) по отказу во включении его в списки избирателей для участия в указанных выборах.
В обоснование требования заявитель указал, что на основании заключенного с гр. Закирко Д.В. договора найма квартиры № 146 в доме № 54 по ул. 8 Марта г. Екатеринбурга он с 2008 года проживает по указанному адресу. С целью участия в голосовании на указанных выборах по месту своего фактического жительства Смердов С.Д. 14.03.2010 года около 10 часов явился в УИК № 1496, однако в списках избирателей он не числился. На просьбу выдан, ему бюллетень для голосования на основании имеющегося у него паспорта и договора о проживании ему было отказано, в том числе, по причине наличия в его паспорте штампа регистрации по месту жительства в Ханты-Мансийском автономном округе, хотя там он не проживает. Ранее (с января 2009 года по 12.03.2010 года), с целью осуществления регистрации по месту жительства в г. Екатеринбурге, он неоднократно обращался в органы регистрации и предоставлял имеющиеся у него документы, однако положительного результата не было. По данному вопросу не было принято также мер прокурорского реагирования. Поскольку отсутствие у него регистрации по месту жительства в г. Екатеринбурге не является его виной, а отказ по включению его в списки избирателей для участия в указанных выборах нарушает его избирательные права - заявитель просит признать такие действия УИК № 1496 незаконными.
В судебном заседании заявитель Смердов С.Д. заявленные требования поддержал по всем указанным в заявлении основаниям, дополнительно пояснив суду, что регистрация гражданина по месту жительства или пребывания носит только уведомительный характер и не влияет на возникновение каких-либо прав у гражданина и не прекращает таких прав. Поскольку заявитель с 2008 года постоянно проживает в г.Екатеринбурге, и в соответствии с действующим избирательным законодательством имеет соответствующие избирательные права, то отказ избирательной комиссии во включении его в списки избирателей по данному избирательному участку в г.Екатеринбурге, т.е. по месту его фактического проживания, не основан на законе.
Представитель Ленинской районной территориальной избирательной комиссии г.Екатеринбурга Кислых А.В., действующий на основании надлежащей доверенности и председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка №1496 Михеев Ю.В., действующий на основании Решения №9/46 Ленинской районной территориальной избирательной комиссии г.Екатеринбурга от 02.03.2010г. «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка №1496 по выборам депутатов Областной Думы 'Законодательного Собрания Свердловской области» в судебном заседании против удовлетворения указанного заявления возражали, указав суду, что поскольку заявитель не зарегистрирован в установленном законом порядке на территории Свердловской области, в том числе и по месту пребывания, то в соответствии с действующим избирательным законодательством он не может быть включен в списки избирателей, поскольку проводящимися на территории Свердловской области выборами депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области права заявителя не затрагиваются.
Заслушав пояснения заявителя Смердова С.Д., представителей избирательной комиссии, изучив материалы дела и оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, а также заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении требования заявителя отказать в полном объеме, суд отказывает в удовлетворении заявления Смердова С.Д. по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
При этом, согласно п. 18, 26, 27 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон № 67-ФЗ), избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом; избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления; избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Аналогичные по существу положения закреплены также в п.1 и п. 10 ст. 75 Закона № 67-ФЗ, п. 1, 6 ст. 97 Избирательного кодекса Свердловской области.
Таким образом, судебной защите подлежит только нарушенное избирательное право избирателя.
Как следует из заявления Смердова С.Д. и его пояснений, данных в судебном заседании, предметом судебного разбирательства является проверка правомерности действий участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1496 по отказу внесения заявителя в списки избирателей на данном избирательном участке по выборам депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области в связи с отсутствием у заявителя регистрации по месту жительства или пребывания в пределах данного избирательного участка.
Судом было установлено, не оспаривалось самим заявителем и следует из представленной Смердовым С.Д. в материалы дела копии паспорта, что он с 11 декабря 2008 года состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, Кондинский район, Администрация сельского поселения Леуши, п. Дальний, ул. Центральная, д. № 11.
Каких-либо иных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости и объективно подтверждающих факт нахождения места жительства заявителя на момент его обращения 14 марта 2010 года в УИК № 1496 на территории этого участка, заявителем в суд не представлено, о наличии таких доказательств и о необходимости их истребования не заявлено.
При этом суд учитывает, что в области избирательных правоотношений подлежат применению такие термины и понятия, которые определены и установлены непосредственно в избирательном законодательстве.
В силу п. 5 ст. 2 Закона № 67-ФЗ и п. 4 ст. 2 Избирательного кодекса Свердловской области адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации шрегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 2, 4 ст.. 17 Закона № 67-ФЗ в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи. В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, нрава на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации но месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Согласно ст. 39 Избирательного кодекса Свердловской области, в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка. При проведении выборов депутатов Областной Думы и депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области в случае, если место жительства гражданина находится на территории соответствующего избирательного округа, основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт временного пребывания гражданина на территории этого участка либо наличие у гражданина Российской Федерации открепительного удостоверения.
В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, факты нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливаются органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных указанным федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Таким образом, поскольку в силу положений избирательного законодательства основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, а такое место жительства на территории УИК № 1496 у заявителя отсутствовало правовых оснований для включения гражданина Смердова С.Д. в списки избирателей по выборам депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области 14 марта 2010 года у УИК № 1496 не имелось.
С учетом этого заявление Смердова С.Д. удовлетворению не подлежит как неправомерное и необоснованное.
Ссылка заявителя на положения ч. 2 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах РФ», а также на наличие у него договора безвозмездного пользования жилым помещением № 54 в доме №146 по ул. 8 Марта г.Екатеринбурга, расположенным на территории избирательного участка №1496, судом, в качестве достаточного доказательства для удовлетворения заявления Смердова С.Д., принята быть не может, поскольку Федеральный Закон РФ №67-ФЗ и Избирательный кодекс Свердловской области, связывают наличие у избирателя места жительства либо временного пребывания на территории определенного избирательного участка, только в случае установления таковых органами регистрационного учета граждан Российской Федерации.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что указанное заявителем место фактического проживания на территории Ленинского района г.Екатеринбурга не является, в силу закона, местом его постоянного жительства или пребывания, то суд приходит к выводу, что отказ участковой избирательной комиссии избирательного участка №1496 во включении Смердова С.Д. в списки избирателей по данному участку, не затрагивает его права, свободы и законные интересы, в том числе и право участвовать в выборах депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку судом была предоставлена заявителю отсрочка по оплате государственной пошлины при подаче заявления до его рассмотрения по существу, а после рассмотрения указанного заявления Смердову С.Д. было отказано в удовлетворении данного заявления, то неоплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 200 рублей подлежит взысканию с него в судебном порядке в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,194-198,261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Смердова Сергея Дмитриевича о признании незаконными действий участковой избирательной комиссии избирательного участка №1496 по отказу во внесении в списки избирателей - отказать.
Взыскать со Смердова Сергея Дмитриевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский областной суд в течение пяти дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Екатеринбурга.
|